Сергей Павлович Королев — великий конструктор, открывший дорогу в космос

Благодаря таланту, личной самоотверженности и огромному труду таких ученых, каким был Сергей Павлович Королев, человечеству открылась дорога в Космос. Его дерзкие мечты и гениальные открытия на долгие годы стали образцом для многих конструкторов всего мира, которые в настоящее время продолжают его дело и запускают летательные аппараты на Марс.

Биографические данные

Люди, совершающие величайшие открытия, имеющие глобальное значение, принадлежат всей мировой культуре, но они выросли на родной земле, воспринимая ее дух и наследие предков.

Раннее детство

Сергей Павлович появился на свет 30 декабря 1906 года, в небольшом украинском городе Житомире Волынской губернии. Отец будущего конструктора, Павел Королев, работал учителем филологии в местной школе. Мать, Мария Москаленко, происходила из семьи нежинского купца. Когда маленькому Сергею было всего 3 года, она оставила семью, а ребенка отправила на воспитание к своим родителям в Нежин.

Сергей Королев
Первое фото Сергея Королева, Сергей с няней, молодой Королев

Семья и учеба

Дед Сергея Королева добился многого своим трудом, так как с раннего детства осиротел и был взят в дом состоятельного родственника в услужение. Подростком Николаю Яковлевичу приходилось много работать, но однажды ему повезло в лотерее. Вскоре он открыл свои бакалейные и гастрономические магазины в Нежине, став купцом второй гильдии. Состояние позволяло дать детям хорошее образование, а в доме им прививались хорошие манеры и вежливость. В такой среде проходило самое раннее детство Сергея Павловича.

Сергей Королев
Сергей Королев в молодости

Когда пришло время поступать в гимназию, мальчика отправили в Одессу, в новую семью матери. Мария Николаевна также работала педагогом истории и филологии, а ее муж, Григорий Баланин, кроме гуманитарного образования, обладал инженерными знаниями. Гимназия закрылась после событий 1917 года, поэтому дальнейшее обучение будущий конструктор получал дома, а затем в строительном училище. Подросток отличался активностью и посещал многие технические кружки.

Пытливость привела его в Одесский гидрологический отряд, где он впервые увидел летчиков. В 17 лет Королев стал автором проекта опытного безмоторного планера К-5, который был рекомендован к производству инженерной комиссией. Увлечение в 1924 году привело его на отделение авиационной техники Киевского политехнического института. Общий инженерный курс Сергей Павлович освоил за 2 года вместо 4-х, и занялся спортивным планеризмом.

Дальнейшее образование Королев продолжил в МВТУ им. Баумана, где получил известность способного авиаконструктора. Дипломной работой конструктора стала проектная разработка самолета СК-4, в которой молодой инженер предлагал интересные новаторские идеи.

Присвоенные воинские звания

Во время работы в Реактивном научно-исследовательском институте ВиМД СССР, Сергей Королев получил первое военной звание лейтенанта. Когда его назначили на руководящую должность заместителя начальника по научным разработкам, то звание повысили до старшего лейтенанта. В форме артиллерийского капитана конструктора наблюдали английские инженеры. Это произошло после войны, в Германии, когда группа иностранных специалистов демонстрировала запуск «Фау-2». В 1946 году военное звание Королева повысилось до полковника Советской Армии.

Карьера выдающегося инженера

Со студенческой скамьи Сергей Павлович серьезно увлекался опытным планеризмом. Он успешно сдал летные экзамены и получил свидетельство пилота-парителя в 1929 году.

королев
Начало карьеры Сергея Королева

Начало трудовой деятельности

Будучи перспективным молодым специалистом, после окончания ВУЗа Королев был принят на работу в команду разработчика самолетов А. Н. Туполева, который в то время руководил московским ЦАГИ. Созданные при его непосредственном участии, летательные аппараты СУ-4, «Красная звезда» и «Коктебель» отличались рекордными показателями по дальности полетов.

Начинающий конструктор изучал труды Циолковского, в которых рассматривалась возможность создания реактивного двигателя и запуска ракет с его помощью. Результатом личного знакомства Сергея Павловича с увлеченным и талантливым инженером Ф. А. Цандером стало появление группы по изучению реактивных двигателей на общественных началах. К 1932 году объединение энтузиастов превратилось в государственную конструкторскую лабораторию по изучению и разработке летательных аппаратов. Начав с создания жидко-баллистических двигателей, группа инженеров осуществила первый успешный запуск реактивной ракеты под названием «ГИРД» в августе 1933 года.

Затем последовала работа во вновь созданном РНИИ, где Королев занимал должность заместителя ведущего конструктора И. Т. Клейменова. С 1935 по 1938 годы он трудился над созданием крылатых и дальнобойных ракет, двигатели которых были жидкостными и пороховыми. Одновременно он пытался разработать высотный военный самолет-истребитель, выполняющий задачи перехвата. Также в этот период был начат труд над жидкостным ракетопланом, первый удачный полет которого произошел в феврале 1940 года.

Арест и труд в закрытых КБ

Время террора властей и репрессий не обошло стороной талантливого конструктора. Королева арестовали в июне 1938 года, по обычной для многих его современников статье о контрреволюционной деятельности и причастности к троцкистской организации. Ему было предъявлено обвинение в подрыве обороны Советского государства и срыве разработок новейших вооружений для армии страны. Верховный суд определил наказание в 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Однако уже в следующем году осужденный отказался от данных ранее показаний, и благодаря хлопотам матери, его дело передали на новое рассмотрение. В результате срок наказания сократили до 8 лет. Полная реабилитация пришла к невинно осужденному только в 1955 году. Чудом выжив в нечеловеческих условиях сталинских лагерей, Королев сначала попал в медицинскую часть, а затем в специальную тюрьму НКВД. Там он участвовал в работе так называемой «туполевской шараги», участвуя в разработке радиоуправляемых беспилотных аппаратов. Затем его перевели в другое закрытое учреждение при авиазаводе в Казани, где заключенный инженер продолжил работу над уменьшением взлетного пути самолетов и увеличения их динамических возможностей. Снятия судимости и досрочного освобождения Сергей Павлович дождался в 1944 году.

Сергей Королев
Арест Сергея Королева

Создание баллистических ракет

После окончания Второй мировой войны Королев под чужим именем участвовал в обследовании трофейной техники Третьего Рейха, среди которой были знаменитые Фау-2. Затем, под руководством Главного конструктора Королева, вооруженные силы страны получили модификацию собственной баллистической ракеты, класса Р-1. К 1956 году Королеву удалось испытать двухступенчатую ракету, путь полета которой составлял до 8 000 км.

Первый спутник

4 октября 1957 года на земную орбиту был впервые выведен искусственный спутник. Удивительное техническое достижение произошло с помощью баллистической ракеты класса Р-7. Известие об этом великом научном опыте сразу облетело весь мир и дало людям возможность увидеть реальную перспективу освоения космоса.

Первый спутник Земли
Первый искусственный спутник Земли

Полет Белки и Стрелки

Первыми живыми существами, побывавшими в Космосе и благополучно вернувшимися обратно стали обычные дворняги, имена которых узнал весь мир. Великий технологический прорыв состоялся в 1960 году, когда четвероногие космонавты Белка и Стрелка провели на орбите больше суток, облетев планету 17 раз.

собака Стрелка и Королев
Сергей Королев с собакой Стрелкой

Запуск беспилотных аппаратов на Луну

Не прекращалась работа и над спутниками, которые были необходимы для развития возможностей хозяйственного и оборонного секторов. На регулярной основе производились запуски аппаратов для геофизических наблюдений и изучений радиационных поясов орбиты. Автоматические станции Луна 1, 2 и 3 помогли выполнить фотографии лунной поверхности с ее невидимой стороны и доставить на небесное тело вымпелы СССР.

Первый космонавт

После многочисленных опытов, конструкторское бюро, возглавляемое Королевым, создало первый в мире космический корабль, управляемый человеком на борту. День 12 апреля 1961 года навсегда записан в истории человечества, благодаря полету Юрия Гагарина. Корабль «Восток-1» совершил полный виток по орбите и благополучно приземлился.

Юрий Гагарин и Сергей Королев
Юрий Гагарин и Сергей Павлович Королев

Проект освоения Марса

Еще в 50-х годах конструктор мечтал об освоении красной планеты с помощью марсоходов. В недрах королевского КБ созревали первые проекты тяжелого космического корабля для межпланетных путешествий. Руководство страны не поддержало эти идеи, но они продолжали жить и развиваться в инженерной среде.

Орбитальные станции

Кроме разовых пилотируемых околоземных полетов, Королев приступил к реализации плана по созданию орбитальных станций. По его замыслу, внутри долговременного орбитального корабля космонавты могли бы долго находиться без защитных костюмов и проводить научные наблюдения.

Путешествия на Луну

С конца 50-х годов конструктор приступил к работе над космической программой, которая касалась пилотируемых полетов советских космонавтов к Луне. Специально для этих целей была разработана тяжелая ракета Н-1 и многие новаторские решения, повлиявшие на общее техническое развитие космических программ.

Сергей Королев
Сергей Павлович Королев на связи

Болезнь и окончание жизненного пути

Наличие злокачественной опухоли у Сергея Павловича выяснилось только во время операции. Знаменитые хирурги боролись за его жизнь, пытаясь вставить дыхательную трубку, которой мешал перелом челюстей, полученный во время допросов. Сильное кровотечение и неожиданные сложности во время проведения операции привели к кончине конструктора. Его захоронение в Кремлевской стене состоялось 18 января 1966 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить